Этичная косметика — красота без жестокости

0
901

Французы говорят: «Красота требует жертв!». Но ценители красоты имеют в виду либо финансовые потери, либо отказ себе в чем-либо ради флакончика дорогих духов. Никому не приходит в голову в прямом смысле слова «жертва» лишать жизни живое существо, даже если это и животное. А ведь именно так поступает большинство концернов и компаний, занятых производством косметики и бытовой химии.

Поясним, о чем идет речь. Вся косметическая продукция до запуска ее в производство проходит многочисленные проверки (тестирование), чтобы исключить неблагоприятное воздействие ее компонентов на организм человека. Как правило, эти исследования проводятся на животных. Эксперименты проводятся без анестезии. Суть их ужасна: на животных ВЖИВУЮ определяют степень негативного воздействия препарата. Например, для определения раздражения слизистой при возможном попадании в глаз косметики или мыла кроликам в глаз закапывается проверяемое вещество и дальше наблюдаются изменения роговицы вплоть до ее полного отмирания. Дополнительные страдания зверьку приносит то, что он не может потереть лапками глаз, который разъедает закапанное в него вещество, так как специальный фиксатор – воротник не дает это сделать. У кроликов особенная физиология – у них не выделяются слезы, способные смыть мучающую его гадость, поэтому для такого тестирования человек избрал именно их. Достается и другим животным — крысам, хрюшкам, ежикам и многим-многим другим симпатичным зверюгам. Ради нашей красоты ежегодно погибают миллионы животных.

Это побудило защитников животных развернуть движение «Красота без жестокости», которое призывает поддерживать косметику, неиспытываемую на животных. Зоозащитники, так их называют, входят в организацию РЕТА (англ. People for the Ethical Treatment of Animals), что в переводе означает «Люди за этичное обращение с животными». Ряды РЕТА насчитывают более миллиона сторонников, имеющих большой вес в современном обществе. Идеология гуманного отношения к животным – нашим братьям меньшим – настолько овладела умами граждан, что в ряде европейских государств были приняты законы, запрещающие вивисекцию. Кульминацией стало решение Совета Европы с 11 марта 2013 года запретить импорт и продажу косметики с компонентами, прошедшими тестирование на животных.

Дорожащие репутацией и, естественно, рынками сбыта, компании – «монстры» косметической индустрии профинансировали создание научных центров по разработке альтернатив опытам на животных. Оказывается, любую косметику можно производить, используя тысячи имеющихся проверенных компонентов, про которые все уже досконально известно, а для опытов использовать культуры клеток и бактерий, плюс компьютерные модели. Например, для проведения упомянутых выше испытаний на глаза можно обойтись и без кроликов, аналогичная статистика «набегает» при испытаниях на обычных куриных яйцах. Более того, такие исследования, получившие статус «in vitro», что буквально означает в переводе с латыни «на стекле», требуют существенно меньше финансовых затрат, чем на животных, и позволяют выявить реакцию именно человеческих клеток на состав лосьона или моющего средства.

На многих баночках с косметикой или флакончиках с бытовой химией появились рисунки, изображающие кролика на фоне треугольника или внутри круга, а также человеческую руку, накрывающую (как бы гладящую) кролика. Если нет картинки, возможно, будут надписи «NOT TESTED ON ANIMALS», или «GRUELTY FREE», говорящие об отсутствии тестирования на животных.

Не все косметические, парфюмерные, «шампуневые» и другие гиганты от индустрии препаратов переходят на такие технологии. Благодаря усилиям РЕТА, контролирующей свыше 600 фирм-производителей, составлены списки брендов, принявших или отвергающих этичную косметику. На страницах СМИ и Интернета эти списки сразу получили названия «Чёрный» и «Белый», которые теперь являются официальными документами. К сожалению, основным рынком сбыта продукции компаний, использующих вивисекцию, являются Россия и страны СНГ. Почти 100% всей продаваемой в наших магазинах косметики – из «Черного» списка. Выходит, что покупая тестируемую косметику, мы, по сути, становимся соучастниками жестокостей в отношении животных! При этом еще поощряем производителей контрафактной продукции, которым вообще на все наплевать.

В качестве резюме опять вернемся к банальной фразе: «Красота требует жертв!». Конечно, требует, но пусть это будет красота без жестокостей.