Архитектурное сооружение Пантеон: религиозный памятник Древнего Рима

0
389

Одно из самых могущественных архитектурных сооружений Древнего Рима возвышается в итальянской столице — языческий храм, попав в который вмиг ощущаешь дыхание времени. Именно здесь, в стенах великого Пантеона, 2 тысячи лет назад в угоду религиозным обычаям приносились жертвы и читались службы.

Дополняет мистическую атмосферу мягкий полумрак, царящий в помещении без единого окна. Лишь круглый проем в куполе диаметром 9 метров пропускает дневной свет. Толщина стен постройки составляет 6 метров, а ширина ее купола — 43,3 метра. Здание Пантеона математически выверено: расчеты показывают, что в его помещение легко вписывается идеальная сфера. Посетить авторские экскурсии, в том числе и Пантеон, можно записавшись на них на сайте http://romartgid.ru.

Первоначально сакральное строение святилища было воздвигнуто в 27-25 годах до нашей эры в период правления императора Августа. Но на заре первого столетия нашей эпохи сокрушительный пожар беспощадно расправился с грандиозным храмом. В 118-125 годах на месте руин поставили внушительные коринфские колонны, возносящиеся на 14 метров в высоту, увенчанные изящным куполом с ровным портиком и основанием.

Строительство продвигалось уже при правителе Адриане. Длина ротонды — 43,3 метра — равняется ее диаметру. Здесь спустя много лет сам Микеланджело разбирался в системе купольного устройства, занимаясь зданием прославленного собора Святого Петра.

В Пантеоне проходили богослужения, обращенные семи римским богам, — Венере, Юпитеру, Нептуну, Марсу, Меркурию, Сатурну и Плутону. В античную эпоху на самой вершине — в купольном отверстии — находился алтарь, где заживо сжигали зверей.

В 609 году император Фока преподнес храм в виде дара папе Бонифрацио IV, который провозгласил его церковью Божьей Матери и всех мучеников. Минуя столетия, в XIV-XVI веках, Пантеон утратил религиозное предназначение и служил для оборонительных целей. Только период Возрождения вдохнул в строение новую жизнь. Тогда, активно шла реконструкция, возглавляемая Рафаэлем, пожелавшим даже быть погребенным в заветном месте, что и исполнилось в 1520 году.

В начале XVII столетия, в период служения папы Урбана VIII, известного в народе как Маффео Барберини, портик божьего храма был раздроблен, части бронзы использовали для создания навеса, укрывающего алтарь неподражаемого собора Св. Петра.

Из оставшихся кусков отлили пушки для дворца Святого Ангела. Жителей города возмутило столь откровенное разграбление Пантеона, в ту пору горожане поговаривали: «Что не успели сотворить варвары, выполнил Барберини». Игра слов («барбаро» — с итальянского означает «варвар» схоже с фамилией священнослужителя) придает особую иронию высказыванию.

С тех пор как Италия объединилась, в Пантеоне начали хоронить правителей страны. В нем покоятся Умберто I, Виктор Эммануил II и несравненная королева Маргарита.