Агрегаторов гостиничных услуг собираются поставить в жесткие рамки
«Опора России» усмотрела ряд грубых нарушений прав потребителей в модели работы, которую онлайн-тревел-агентства (ОТА) используют на российском рынке. С письмом (есть в распоряжении портала нашего сайта. – Ред.) по этому поводу общественное объединение предпринимателей обратилось к председателю Комитета по промышленности и торговле Госдумы Владимиру Гутеневу.
Как отмечается в документе, онлайн-агрегаторы гостиничных услуг нередко используют на своих сайтах и в мобильных приложениях такие формулировки, как «остался один номер в гостинице», не уточняя при этом, что речь идет только о продуктах, представленных на их площадках. «Это подталкивает клиентов к спонтанным покупкам либо переключает их внимание на предложения иных продавцов, чем вводит в заблуждение: у покупателя создается представление, что забронировать такой же номер через другие каналы продаж невозможно», – поясняет автор письма, вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников.
Другая проблема – отсутствие на сайтах агрегаторов четкого разграничения гостиничных номеров и частных предложений физлиц. Например, обычные квартиры, сдающиеся как туристическое жилье, именуются апартаментами и презентуются на одной странице с отелями. При этом клиентов попросту вводят в заблуждение, представляя дело так, будто все предложения выставлены официальными участниками гостиничного рынка. Между тем термин «апартаменты» четко прописан в законодательстве о классификации объектов размещения – это номер высшей категории общей площадью от 40 кв. м, состоящий из двух или более комнат.
«Такая недобросовестная практика онлайн-платформ лишает потребителей возможности выбора и наносит ущерб субъектам малого и среднего предпринимательства. В законодательстве же не предусмотрено запрета на подобное манипулирование вниманием клиентов», – говорится в письме.
«Опора России» предлагает дополнить готовящийся ко второму чтению в Госдуме законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав потребителей» следующей поправкой: «Недопустимы действия владельцев агрегаторов по введению потребителей в заблуждение в отношении качества, свойств, функционального назначения услуг. Не разрешается также указывать информацию об ограниченном предложении услуги без пометки о том, что такое ограниченное предложение имеет место только на сайте и в мобильном приложении агрегатора».
В письме «Опоры» не упоминаются конкретные ОТА, но в пояснительной записке к нему приводятся примеры, связанные с деятельностью в России международного холдинга Booking.com, – и в отношении сообщений «остался последний номер», и в части представления частных квартир в качестве апартаментов. Алексей Кожевников напоминает, сходные претензии предъявлялись Booking.com в Европе еще в 2019 году. Компании пришлось пойти на уступки регуляторам ЕС – взять на себя обязательство информировать потребителей, что любое сообщение, такое как «последний свободный номер», относится только к предложению на платформе Booking.com, а также «четко указывать, предлагает ли жилье частный владелец или профессиональный участник гостиничного рынка».
Что касается нашей страны, то в ноябре международный холдинг признал свое поражение в двух долго тянувшихся судебных процессах с Федеральной антимонопольной службой. По требованию Арбитражного суда он исключил из договоров с российскими гостиницами условие о соблюдении паритета цен. Кроме того, Booking.com придется заплатить штраф 1,3 млрд руб. по делу о злоупотреблении доминирующим положением на рынке.